УДК 37.01
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА
INTELLECTUAL SERVICES AS A FACTOR OF EFFICIENSY OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE OF THE UNIVERSITY
А. В. Ведерников, В. А. Леонтьев, Н. В. Мордовченков, М. Б. Уминская
А. V. Vedernikov, V. A. Leontyev, N. V. Mordovchenkov, M. B. Uminskаyа
Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет», г. Нижний Новгород
Аннотация. В статье представлена комплексная концепция системного подхода к формированию мобильных технологий научно-образовательной и воспитательной инфраструктуры высшей школы по управлению и трансформации интеллектуального потенциала подрастающего поколения России, способствующей формированию, развитию и совершенствованию позитивного человеческого капитала высшей школы. Вузовская система воспитания является одним из важнейших компонентов подготовки здорового поколения. Интеллектуальные виды спорта, такие как шахматы, прекрасно подходят для работы с обществом и повышают уровень образованности студентов. Статья раскрывает особенности практического внедрения программы дополнительного образования «Академия шахмат» в систему вуза, что, несомненно, является вкладом в развитие системы образования в целом и повышает ее эффективность.
Abstract. The article presents an integrated concept of system approach to the formation of mobile technologies in scientific and educational infrastructure of the higher school on management and transformation of intellectual potential of the younger generation of Russia. This concept contributes to the formation and development of positive human capital of the higher school. The University system of education is a critical component in the development of a healthy generation. Intellectual sports such as chess are great to work with the society and to enhance the educational level of students. The article reveals the peculiarities of practical implementation of the program of additional education "Chess Academy" in the University system, which is undoubtedly to contribute to the development of education system as a whole and to increase its efficiency.
Ключевые слова: концепция мобильных технологий научно-образовательной инфраструктуры, дополнительное образование, эффективность интеллектуального воспитания, шахматный лекторий, саморазвитие.
Keywords: concept of mobile technologies of research and educational infrastructure, additional education, efficiency of intellectual education, chess lyceum, self-development.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена отсутствием глубокого комплексного анализа современной системы воспитания студентов вузов, рекомендаций по технологии ее реализации и перспективами развития. Отсутствует единая Государственная практико-ориентированная программа воспитания личности студента. В дан-
ном проекте стояла задача создания инновационной социокультурной среды, гуманистически насыщенного целостного воспитательного пространства в вузе, разработки рекомендаций по совершенствованию научно-образовательной инфраструктуры, органичному включению интеллектуальных услуг в систему образования и конкретных мероприятий в процесс становления личности студентов.
Материал и методика исследований. В основу разработки концепции и программы положен анализ реального состояния воспитательной работы в вузе, теоретических и методических подходов к интеллектуальному развитию студентов, а также результаты маркетинговых исследований (интервьюирование, опрос -анкетирование, выборки студентов).
Результаты исследований и их обсуждение. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры», - писал В. Сухомлин-ский [8].
«Шахматы прежде всего учат быть объективным... Совершенно так же, как в жизни», - подчеркивал Александр Алехин [6].
«Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном обществе», - читаем у Александра Пушкина [2].
Известно, что шахматы не только обогащают умственный потенциал молодого человека, но и воспитывают в нем высокие гражданские, нравственные качества.
Выдающиеся личности всех времен и народов: военачальники и полководцы, писатели, музыканты, ученые - шахматную науку сочетали с отдыхом и развлечением, видя в ней вполне определенную гимнастику ума, эффективное средство при формировании стратегии и тактики в воспитании и развитии личности [3].
Студенческая молодежь отличается высоким уровнем стремления к личностно -профессиональному самоутверждению, творческим потенциалом, активным интересом к практическому участию в социальных преобразованиях России, собственным сформированным отношением к различным сторонам общественной жизни страны и собственными социальными ориентациями. Без большого преувеличения можно утверждать, что студенчество представляет собой лучшую часть российской молодежи и в недалеком будущем выступит определяющей силой социально -политического, экономического и культурного развития России [7]. Для подъема престижа умственных способностей обучающихся, реализации накопленного в мире интеллектуального опыта и положительного результата в данной области, а также для отвлечения от негативных тенденций в обществе (и особенно в среде молодого поколения) необходимо открывать перспективные и востребованные (привлекательные) на международном рынке труда специальности, в том числе целесообразно развивать элитную по уровню интеллектуальной культуры и завоеванным позициям в мире специализацию «Шахматы» («Chess») [4].
На протяжении научно-педагогической и производственной деятельности одним из авторов статьи создавалась и совершенствовалась шахматная школа и программа ее развития путем непрерывного внедрения шахматной культуры (потенциала) среди учащихся школ и студенческой молодежи. В частности, более чем за 40 лет активной общественной деятельности было открыто несколько шахматных клубов для студентов и аспирантов, профессорско-преподавательского состава образовательных организаций г. Нижнего Новгорода.
Для Института пищевых технологий и дизайна - филиала Нижегородского инженерно-экономического университета приоритетными видами спорта являются легкая атлетика, регби, волейбол, футбол, шахматы. Основаниями для этого считаются не только сложившаяся традиция, практика и положительные результаты, но и сформировавшаяся на хорошем уровне реальная муниципальная инфраструктура: спортивные залы, площадки, стадионы, физкультурно-оздоровительные комплексы, академия шахматного искусства, наличие квалифицированных тренеров-педагогов [9].
С 2012 года в Институте пищевых технологий и дизайна существует и функционирует «Академия шахматного искусства», опирающаяся на опыт энтузиастов при поддержке директора вуза, который участвовал в создании этого образовательно -воспитательного направления, видя в этом позитивный вектор для молодежи вуза и региона в целом. Не остались в стороне и кафедра сервиса и экономики сферы услуг, а также кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности, организовавшие специализированный шахматный кабинет. На наш взгляд, шахматный лекторий должен способствовать развитию шахматной культуры среди подрастающего поколения, чтобы начинающие шахматисты познавали мудрую науку побеждать, осваивали технику, тактику, стратегию и эстетику шахмат.
«Академия шахмат» предусматривает формирование интеллектуальных способностей у студенческой молодежи и создание вузовской школы шахмат в дальнейшем. В ходе работы шахматного лектория читаются лекции о выдающихся чемпионах по шахматам [1], к интеллектуальному времяпрепровождению приобщаются учащиеся, студенты, преподаватели, сотрудники и желающие научиться основам шахмат или получить квалифицированную помощь, консультацию в работе над возможными ошибками в ходе проведения шахматной партии.
Для успешного проведения занятий была разработана рабочая программа, состоящая из 3-х уровней и рассчитанная на один год:
первый уровень предназначен для «нулевиков», т. е. тех, которые хотели бы сделать первые шаги в шахматном «королевстве»;
- второй уровень предназначен для любителей шахмат, знающих основные правила игры, шахматную нотацию и сыгравшие партию как с соперником, так и с компьютером;
- третий уровень составлен для проведения шахматного лектория, рассказывающего о выдающихся шахматных маэстро. Этот уровень, как правило, предусматривает ответы на возможные вопросы и предшествует сеансу одновременной игры, который проводится руководителем лектория.
Данная программа реализовывалась на базе вуза в течение 4 лет, в ней приняло участие более 200 человек. По окончании каждого года проводились исследования, которые включали интервьюирование, опрос-анкетирование.
Приведем выдержки из некоторых студенческих анкет, отражающие отношение обучающихся к шахматным мероприятиям:
- «Проведение и организация шахматных мероприятий, несомненно, полезное занятие, помогает развивать работоспособность»;
- «Такие мероприятия необходимы для молодежи, т. к. они развивают личность, воспитывают, делают дисциплинированным»;
- «Такие мероприятия нужно проводить для того, чтобы сделать студенческую жизнь более разнообразной и интересной»;
- «На мой взгляд, подобные мероприятия со студентами проводить стоит, т. к. это помогает учащимся в игровой, развлекательной форме развивать логическое мышление, тренировать интеллект»;
- «Да, я считаю, что такие развлекательные мероприятия можно проводить со студентами. По моим личным впечатлениям, было весело и познавательно «сразиться» с преподавателем в шахматном искусстве»;
- «Во время официальных встреч с преподавателями в рамках четко установленного учебного времени студент полностью не раскрывается. Поэтому проведение неофициальных мероприятий, неформальное общение помогают лучше узнать друг друга, раскрыть те стороны и грани, которые помогут быстрее адаптироваться студенту и, возможно, успешнее воспринимать учебные дисциплины»;
- «Эти мероприятия полезны для воспитания силы духа, чтобы уверенно чувствовать себя в различных условиях, не растеряться при возникновении неординарных ситуаций»;
- «Организация и проведение вневузовских культурно-массовых мероприятий, викторин и научно-исследовательских форумов просто необходимо, ведь в общении между студентами происходит большой обмен информацией, а это очень положительный момент в развитии»;
- «Различные мероприятия, которые проводятся со студентами, конечно, нужны. Во-первых, они способствуют умственному развитию студентов, во-вторых, являются отличным способом провести внеурочное время. Я считаю, что таких мероприятий должно быть много»;
- «Подобные мероприятия чрезвычайно полезны для развития гибкости ума, стойкости характера и упорства в достижении цели»;
- «Проведение вневузовских мероприятий необходимо для развития различных способностей у студентов. Например, организация разных спортивных состязаний развивает у некоторых студентов чувство соперничества, стремление к лидерству. Интеллектуальные «сборы» прекрасно влияют на умственную деятельность, что благотворно сказывается на успехах молодых людей не только в вузе, но и в их дальнейшей жизни».
Сеансеру (автору программы) было задано несколько вопросов:
1. - Полезны ли шахматы для экономистов, менеджеров?
- Считаю, что и для меня, и для студентов шахматы являются полезными, т. к. для экономиста, менеджера все важно. Они должны обладать определенным складом мышления, предполагающим строгость, законченность и логику. Шахматы особенно развивают память, аналитические способности и умение моделировать социально -экономические процессы.
2. - Что бы Вы пожелали учащимся, студентам, преподавателям и сотрудникам нашего института, желающим научиться шахматной науке?
- Хочется пожелать всем сыграть самую лучшую, «бессмертную» партию в шахматы, ибо, по меткому выражению М. Таля, «у шахматистов есть радости, недоступные людям других профессий. Сыграв одну красивую партию, пусть не на очень крупном турнире, можно на долгие годы оставить след в шахматной истории [5].
Предлагаемая программа позволяет активно познавать основы классической шахматной науки, включающей в себя элементы спорта, науки, творчества, искусства и культуры.
Резюме. Из всего вышеизложенного следует, что образовательная программа шахматного лектория «Академия шахмат» имеет научно-интеллектуальную и воспитательную направленность, предполагает развитие и совершенствование морально -волевых качеств, формирование логического мышления, нравственного здоровья и культуры, приобщение к сокровищнице шахматного искусства и шахматной историографии.
Работа «Академии шахмат» очень полезна для молодежи в современных условиях. В этой связи можно вспомнить слова первого официального чемпиона мира В. Стейница: «Шахматы не для людей, слабых духом. Шахматы требуют всего человека полностью...» [10].
Стоит отметить, что практически любая материально-техническая база вуза позволяет включить обозначенный курс занятий по теории, методике и конкурентоспособному практикуму (сеансы одновременной игры по шахматам среди учащихся, студентов, профессорско-преподавательского состава института и т. д.) в программу дополнительного образования высшей школы.
Программа «Академия шахмат» выступает как интеллектуальная услуга, все факторы говорят о росте эффективности научно-образовательной инфраструктуры вуза: расширяется вариативная часть дополнительного образования, решаются социальные задачи. Система изложения материала, полнота представленных сведений, характер отбора материала направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, на развитие мышления, содействие гармоническому развитию, приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, содействие воспитанию нравственности и волевых качеств, толерантному поведению, укреплению психических процессов и свойств личности в рамках реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехин А. А. Шахматные лекции. - М. : Русский шахматный дом, 2012. - 128 с.
2. Кормишкин А. М. Шахматы Пушкина [Электронный ресурс] // Спортивная жизнь России. - 1999. -№ 1-2. - Режим доступа : http://lib.sportedu.ru/Press/SZR/1999N1-2/p60-61.htm.
3. Линдер В. И., Линдер И. М. Короли шахматного мира. Жизнь и игра сквозь призму энциклопедии. -М. : Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2001. - 976 с.
4. Мордовченков Н. В. Интеллектуальное наследие: вузовский компонент : учебное пособие. - Н. Новгород: Институт пищевых технологий и дизайна, 2013. - 268 с.
5. Мордовченков Н. В. Опыт и перспективы формирования интеллектуальной инфраструктуры: вузовский компонент. - Н. Новгород : ВГИПА, 2004. - 183 с.
6. Панов В. Н. Первая книга шахматиста. - М. : Физкультура и спорт, 1964. - 304 с.
7. Соколов А. В., Афанасова Л. Н. К вопросу о воспроизводстве русской интеллигенции // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2001. - № 10. - С. 14-16.
8. Сухомлинский В. А. Материал из Викицитатника [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ru.wikiquote.org/wiki.
9. Технологический факультет. Кафедра «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://texfak.iptdnn.ru/?page_id=94.
10. Шахматы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lukped.narod.ru/internet/chess/str3.html.